среда, 1 августа 2012 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ И ЗАКУПКИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ


В законодательстве Республики Беларусь закупки товаров (работ, услуг) рассматриваются в контексте государственных закупок и закупок за счет собственных средств. Общим для них является предмет - товары (работы, услуги), которые приобретаются для удовлетворения определенных потребностей. Различия же между ними строятся по субъектному составу, источнику финансирования закупок, и в целом по правовому регулированию соответствующих отношений.
Так, государственные закупки - это закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в т.ч. для государственных нужд.
Закупки за счет собственных средств - это закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок, осуществляемые республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
Нормативное регулирование
* Указ Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618).
Основной нормативный правовой акт, регулирующий осуществление государственных закупок. За последние 5 лет это третий нормативный правовой акт, в котором на государственном уровне установлены правила заключения договоров для субъектов хозяйствования, приобретающих товары (работы, услуги) за счет средств бюджета.
Указом № 618 определены общие требования к порядку осуществления государственных закупок, процедуры закупок, а также критерии для определения вида применяемой процедуры государственной закупки.
Так, п.3 Указа № 618 определено, что государственные закупки осуществляются с применением:
-конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть 2-этапными) - при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин (далее - БВ) и более;
-процедуры запроса ценовых предложений - от 1 000 до 8 000 БВ;
-процедуры оформления конкурентного листа - от 50 до 1 000 БВ;
-процедуры закупки из одного источника - от 50 БВ и более в случаях, определяемых Советом Министров РБ.
Справочно
Действие п.3 Указа № 618 не распространяется на государственные закупки товаров (работ, услуг), указанных в подп.4.1 п.4 Указа № 618, а также порядок осуществления которых регулируется иными актами законодательства, в т.ч. товаров на товарных биржах или аукционах, товаров (работ, услуг) при строительстве (Указ Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58); Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение № 235)) и др.
Также особый порядок регулирования установлен для закупок товаров для государственных нужд (Закон РБ от 24.11.1993 № 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд»; Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 13.06.1994 № 437). Особенности закупок таких товаров (работ, услуг) в настоящем материале не рассматриваются.
*Постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - постановление № 1987).
Принято в развитие Указа № 618.
Постановлением № 1987 утверждено Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, которым детально регламентирован порядок проведения государственных закупок отдельно по каждой процедуре закупки, разрешения разногласий, связанных с проведением процедур закупок, определен перечень товаров (услуг), государственная закупка которых может осуществляться в форме электронной торговли.
На основании п.5 постановления № 1987 Министерству экономики РБ предоставлено право разъяснять вопросы, связанные с применением данного постановления (см., например, письма Минэкономики РБ от 16.02.2009 № 31-01-08/860 «О некоторых вопросах выбора поставщиков и исполнения договоров в ходе государственных закупок», от 08.04.2010 № 30-23/2130 «О практике осуществления государственных закупок» и от 30.01.2009 № 30-23/510 «О вопросах изменения стоимости при заключении и изменении договоров на государственную закупку»).
*Постановление Минэкономики РБ от 15.01.2009 № 9 «Об утверждении Положения о конкурсной комиссии и форм некоторых документов, необходимых для организации и проведения процедур государственных закупок».
Постановлением утверждены:
-Положение о конкурсной комиссии;
-форма справки о проведении процедуры закупки;
-форма конкурентного листа.
*Постановление Минэкономики РБ от 12.02.2007 № 33 «Об утверждении примерных форм документов, оформляемых при проведении процедур в конкурсной системе закупок».
В качестве рекомендуемых утверждены примерные формы документов, оформляемых при осуществлении закупок товаров, работ и услуг на конкурсной основе:
-задания на закупку (государственную закупку) товаров (работ, услуг) при проведении конкурса, процедуры запроса ценовых предложений;
-задания на закупку (государственную закупку) товаров (работ, услуг) при проведении процедуры закупки из одного источника;
-журнала (листа) регистрации потенциальных участников конкурса, сделавших заявку на конкурсные документы и (или) получивших их для подготовки конкурсных предложений;
-журнала (листа) регистрации поступивших конкурсных предложений;
-уведомления о внесении изменений и (или) дополнений в конкурсные документы;
-уведомления о продлении окончательного срока представления конкурсных предложений;
-уведомления о приведении конкурсного предложения в соответствие с требованиями конкурсных документов;
-уведомления о необходимости исправления арифметических ошибок в конкурсном предложении;
-уведомления об отклонении конкурсного предложения;
-уведомления о выборе поставщика (подрядчика, исполнителя);
-уведомления участника, выбранного поставщиком (подрядчиком, исполнителем), об акцепте его конкурсного предложения;
-уведомления о результате конкурса;
-протокола заседания конкурсной комиссии по вопросу вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;
-протокола заседания конкурсной комиссии по вопросам рассмотрения предложений (конкурсных, ценовых), проведения оценки данных участников, оценки предложений (конкурсных, ценовых), выбора поставщика (подрядчика, исполнителя);
-графика проведения конкурса;
-приглашения к участию в закрытом конкурсе;
-конкурсных документов.
*Инструкция о порядке размещения (публикации) информации о государственных закупках, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 15.01.2009 № 8.
Инструкция определяет порядок размещения годовых планов государственных закупок, приглашений к участию в процедурах этих закупок и сведений о результатах таких процедур, реестра договоров о государственных закупках в сети Интернет на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (www.icetrade.by) и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом».
*Перечень товаров, государственные закупки которых рассматриваются Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, для включения в годовой план закупок либо его корректировки, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 15.12.2003 № 1629.
*Положение о Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 20.03.2003 № 382.
Комиссия по повышению конкурентоспособности экономики создается в целях разработки стратегии повышения конкурентоспособности экономики, основанной на внедрении и развитии новых прогрессивных технологий, наукоемких производств и производств, ориентированных на использование местных и вторичных сырьевых ресурсов (п.1).
*Постановление Минфина РБ от 19.01.2009 № 4 «Об утверждении формы реестра договоров о государственных закупках и формы заявления о проведенной процедуре закупки».
Утверждены формы:
-реестра договоров о государственных закупках;
-заявления о проведенной процедуре закупки.
*Инструкция о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66.
Определяет порядок оплаты через территориальные органы государственного казначейства денежных обязательств получателей бюджетных средств при осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) и направлена на усиление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
*Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».
Ответственность при осуществлении государственных закупок установлена подп.2.1 п.2 Указа, а также ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, п.2 ст.136, п.3 ст.137, п.2 ст.138 Бюджетного кодекса РБ.
*Постановление Совета Министров РБ от 11.04.2007 № 467 «О некоторых вопросах применения международных договоров при осуществлении государственных закупок».
Постановлением установлено, что если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, предусмотрено предоставление равного взаимного доступа к участию в тендерных (конкурсных) торгах, то к иностранным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и (или) товарам (работам, услугам) иностранного происхождения применяются условия, аналогичные тем, которые установлены законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ о государственных закупках для белорусских поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и (или) товаров (работ, услуг) белорусского происхождения. К таким международным договорам можно отнести, в частности, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25.12.1998, которым среди прочего предусмотрено условие об обеспечении равного взаимного доступа субъектов хозяйствования к участию в тендерных (конкурсных) торгах (п.10 Протокола к данному Соглашению).
*Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010 (далее - Соглашение).
Возрастающий объем экономического сотрудничества и торговых связей стран - участниц таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации требует гармонизации законодательства сторон в различных сферах. Не являются исключением и экономические отношения, действующие в области государственных закупок. По этой причине для обеспечения согласованной государственной политики в сфере государственных закупок правительства стран - участниц таможенного союза 9 декабря 2010 г. заключили данное Соглашение. Республика Беларусь ратифицировала его Законом РБ от 28.12.2010 № 211-З.
В настоящее время в Республике Беларусь идет активная работа по подготовке проекта Закона о государственных закупках, учитывающего нормы Соглашения. Проект Закона призван серьезно реформировать действующий порядок проведения государственных закупок, установленный Указом № 58, Положением № 235, Указом № 618 и постановлением № 1987.
Вместе с тем тенденции развития государственных закупок свидетельствуют о том, что приоритетной (если не единственно возможной) процедурой закупок может стать аукцион, поскольку в Соглашении обозначено, что, несмотря на допустимость иных процедур (конкурс (открытый), запрос ценовых предложений (запрос котировок), биржевые торги, закупки из одного источника, либо у единственного поставщика), любая из сторон соглашения стремится к переходу от запроса ценовых предложений (запроса котировок) к преимущественному проведению аукционов в электронном формате (форме) (п.4 ст.9 Соглашения).
*Указ Президента РБ от 27.02.2012 № 112 «О проведении электронных аукционов» (далее - Указ № 112).
На основании Указа № 112 осуществляется проведение электронных аукционов в сфере государственных закупок в Республике Беларусь.
Указом № 112 предусмотрено, что до 31 декабря 2012 г. государственные закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем проведения электронных торгов (электронных аукционов) товарами (работами, услугами) с понижением их цены без применения процедур государственных закупок, предусмотренных законодательными актами.
*Постановление Совета Министров РБ от 26.03.2012 № 261 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2012 г. № 112».
Принято во исполнение Указа № 112.
Постановлением утверждены:
-Положение о порядке осуществления электронных аукционов, в соответствии с п.3 которого электронный аукцион может проводиться в случае государственных закупок товаров (работ, услуг) по перечню согласно приложению;
-перечень юридических лиц, имеющих право проводить электронные аукционы, к которым отнесены информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа».
ЗАКУПКИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Нормативное регулирование
Порядок осуществления государственными предприятиями и организациями с долей государственной собственности (далее - организации) закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств до недавнего времени регулировался нормативными актами, издаваемыми органами государственного управления, и был фактически аналогичен порядку, в соответствии с которым осуществлялись государственные закупки. Однако, как показала практика, такое жесткое регулирование, не учитывающее специфики деятельности самих организаций, оказалось малоэффективным. Впоследствии такое регулирование постепенно сменилось фактически предоставлением организациям права самостоятельно определять порядок осуществления таких закупок на основании приказов вышестоящих органов государственного управления.
Справочно
Собственными средствами организаций, осуществляющих соответствующие закупки, являются средства, полученные от источников иных, нежели республиканский и местный бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные и инновационные фонды.
При этом следует отметить, что особенности закупок за счет собственных средств состояли в том, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, для находящихся в подчинении (входящих в состав) организаций определяли порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств этих организаций с учетом отраслевых и (или) региональных особенностей в соответствующей сфере государственного управления. При этом данные отношения подлежали регулированию только нормативными правовыми актами функционально-отраслевого характера (приказами) (п.3 постановления № 1987).
С целью урегулирования порядка проведения закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых организациями за счет собственных средств, было принято постановление Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229) (вступает в силу 3 июля 2012 г.).
Постановлением № 229 установлены общие требования к осуществлению процедур закупок товаров (работ, услуг) (за исключением государственных закупок), проводимых республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.
Подпунктом 2.1 п.2 постановления № 229 определено, что закупки за счет собственных средств осуществляются с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.
Виды таких процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением закупок за счет собственных средств, определяются организациями в порядке осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований, содержащихся в подп.2.2-2.13 п.2 постановления № 229.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров РБ, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности организаций, как и ранее, вправе определять для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств (подп.2.13 п.2 постановления № 229) (см., например, приказ Минстройархитектуры РБ от 14.10.2010 № 402 «Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств организаций, подчиненных Минстройархитектуры», приказ Минздрава РБ от 03.09.2010 № 918 «О закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»).
Необходимо отметить, что с момента вступления в силу постановления № 229 утрачивает силу ряд постановлений Совета Министров РБ и их отдельных структурных элементов (приложение 2 к постановлению № 229).
Пунктом 4 постановления № 229 Министерству экономики РБ предоставлено право разъяснять вопросы применения настоящего постановления.
Совет
На сайте Министерства экономики РБ размещена информация, которая будет полезна организациям, осуществляющим государственные закупки, а также закупки за счет собственных средств:
-регистр производителей товаров (работ, услуг) Республики Беларусь (http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/regulation-public-procurement/tovaroproizvoditely);
-информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) (http://www.economy.gov.by/ru/ec_entities/regulation-public-procurement/informaciya-o-nedobrosovestnyh-postavshikah).

Комментариев нет:

Отправить комментарий