вторник, 4 декабря 2012 г.

ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность иностранных организаций на территории республики возможна либо путем регистрации юридического лица, либо через открытие представительства.
В данном материале рассмотрим практические вопросы, связанные с открытием в Республике Беларусь представительства иностранной организации.
Статус представительства
Для правильной характеристики правового положения представительства иностранной организации и объема его правоспособности необходимо исходить из того, что представительство, во-первых, не является юридическим лицом, а во-вторых, имеет статус нерезидента.

Пункт 1 ст.511 Гражданского кодекса РБ предусматривает, что представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные, не противоречащие законодательству функции. В качестве таких функций можно отметить, в частности, совершение сделок и иных действий от имени иностранной организации.
Основными нормативными актами, регулирующими вопросы открытия и деятельности представительств иностранных организаций в Республике Беларусь, являются Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929 (далее - Положение № 929), и единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (п.2.34 главы 2).
Согласно Положению № 929 представительство иностранной коммерческой организации в Республике Беларусь может быть открыто с целью:
• развития и совершенствования формы сотрудничества в сфере торговли, экономики, финансов, науки и техники, транспорта;
• изучения товарных рынков Республики Беларусь;
• изучения возможностей для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, создания иностранных и совместных предприятий;
• содействия развитию торгово-экономических связей между странами;
• представления и защиты интересов коммерческой организации;
• осуществления деятельности в других, в т.ч. общественно полезных, целях, не запрещенных законодательством Республики Беларусь для этих представительств.
На этапе принятия решения об открытии представительства в Беларуси перед нерезидентами встает вопрос: смогут ли их представительства заниматься коммерческой деятельностью?
Абзац 3 п.2 Положения № 929 предусматривает, что представительство организации, деятельность которого регулируется данным Положением, вправе заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Беларусь только от имени и по поручению представляемой им организации.
Таким образом, объем правоспособности по ведению деятельности представительства, по мнению автора, имеет только одно ограничение: свою предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь представительство может вести от имени и по поручению представляемой им организации. Следовательно, в случае заключения представительством договора, например, поставки поставщиком будет не само представительство, а головная организация. Представительство - это лишь ее часть на территории республики, выполняющая функции поставщика от имени и по поручению головной организации.
На практике подобное ограничение сводится к правильному составлению первичных документов и ведению документооборота в целом. Иначе говоря, если в договоре указывается, что «представительство компании «А» в лице главы представительства, действующего на основании Положения…», то такая формулировка - образец неправильного использования статуса представительства, что может повлечь обвинения в нарушении Положения № 929 и осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности.
С другой стороны, формулировка «компания «А», имеющая зарегистрированное представительство в Республике Беларусь, в лице главы представительства…» снимает все вопросы о допустимости и законности предпринимательской деятельности нерезидента на территории Республики Беларусь.
Что касается еще одного важного аспекта осуществления представительством предпринимательской деятельности - ее лицензирования, то Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450) закрепил, что к лицензиатам относятся также иностранные юридические лица и иностранные организации при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.
До вступления в силу Указа № 450 существовала такая проблема: иногда лицензирующие органы исходя из того, что деятельность будет вестись именно силами представительства, выдавали лицензию на представительство, требуя указания в положении о представительстве иностранного юридического лица лицензируемого вида деятельности в соответствии с нормами постановления Совета Министров РБ от 19.12.2003 № 1666 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и о внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь» (утратило силу с 1 января 2011 г.).
Следует отметить, что такой подход не являлся верным, поскольку в рассматриваемом случае деятельность осуществляется именно иностранным юридическим лицом, так называемой головной компанией, что подтверждается нормами п.2 Положения № 929. Поэтому попытки указать какие-либо лицензируемые виды деятельности в положении о представительстве вызывали вопросы в соответствующем отделе Министерства иностранных дел РБ (далее - МИД), осуществляющем выдачу разрешения на открытие представительства.
Когда стоит открывать представительство
На этапе принятия нерезидентом решения о выходе на рынок Республики Беларусь он должен четко определить, что лучше: открывать представительство или регистрировать юридическое лицо. Это ключевой вопрос, от решения которого зависит вся последующая работа нерезидента в Республике Беларусь.
Как было указано выше, представительство имеет ограниченный правовой статус, поэтому не позволяет осуществлять полноценную коммерческую деятельность нерезидента в Беларуси.
Кроме того, расходы на открытие и поддержание представительства будут выше, чем на регистрацию юридического лица:
• представительство открывается на срок, который определяется при подаче заявления на открытие представительства, т.е. если государственная пошлина уплачена за один год деятельности представительства, следовательно, разрешение на открытие представительства будет выдано на год с правом последующего продления срока действия представительства с уплатой государственной пошлины за каждый год продления срока деятельности представительства в размере, установленном законодательством (в отличие от представительства юридическое лицо создается на неопределенный срок);
• за открытие представительства на 1 год (а также за каждый последующий год действия разрешения на открытие представительства) уплачивается государственная пошлина в размере 65 базовых величин (далее - БВ) (подп.41.1 п.41 приложения 22 к Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК)) (за государственную регистрацию юридического лица единовременно уплачивается пошлина в размере 5 БВ (подп.1.1 п.1 приложения 22 к НК)).
Деятельность представительств иностранных организаций находится под более пристальным контролем - каждое представительство нерезидента обязано 1 раз в 6 месяцев сдавать отчет о своей деятельности в МИД.
Еще один нюанс в осуществлении деятельности через представительство - ограничение количества работающих в нем иностранных граждан. На сегодняшний день МИД допускает количество работающих не более 5 человек. Между тем многие нерезиденты сейчас стремятся перевести часть бизнеса за границу (в т.ч. и в Беларусь) и предоставить работу именно своим сотрудникам. Поэтому такое ограничение часто является существенным для нерезидентов.
Также определенные нюансы, связанные с таможенным оформлением товаров, ввозимых представительствами нерезидентов, делают практически невозможным осуществление торговли иностранными товарами через представительство.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) для осуществления торговли в Беларуси нерезиденту необходимо открывать юридическое лицо;
2) для выполнения работ или оказания услуг в Беларуси нерезидент может открыть как юридическое лицо, так и представительство (налоговая нагрузка при этом будет одинаковой, а содержание представительства будет дороже);
3) для осуществления некоммерческой деятельности в Беларуси нерезидент может открыть представительство.
Единственным вариантом, когда открыть представительство в Республике Беларусь нерезиденту с точки зрения налоговой нагрузки будет однозначно выгоднее, чем юридическое лицо, является следующий: нерезидент открывает структуру для оказания услуг своей же головной компании силами белорусских сотрудников. Типичный пример: иностранная софтверная компания открывает представительство в Беларуси, набирает местных программистов, которые отрабатывают заказы, поступившие непосредственно компании, за что и получают зарплату.
В рассматриваемом случае головная компания перечисляет представительству в Беларуси определенные суммы финансирования, которые налогами не облагаются, а представительство уплачивает налоги и обязательные платежи только с фонда оплаты труда своих сотрудников.
Как открыть представительство
Выдачу разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь осуществляет МИД. Представительство считается созданным на территории Республики Беларусь и имеет право осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых оно открыто, с момента выдачи разрешения на его открытие.
В отличие от регистрации коммерческих предприятий с иностранными инвестициями для открытия представительств, несмотря на то, что об этом не упоминается в Положении № 929, МИД при приеме документов требует гарантийное письмо арендодателя о заключении договора аренды помещения и предоставлении юридического адреса (с приложением документов на данное помещение) после получения разрешения на открытие представительства. Было время, когда представительство можно было открыть даже по домашнему адресу главы представительства. Однако позже представительства в этом отношении приравняли к юридическим лицам. На сегодняшний день юридический адрес может быть только в административном помещении.
В соответствии с подп.41.1 и 41.2 п.41 приложения 22 к НК за выдачу разрешения на открытие представительства коммерческой организации в Республике Беларусь взимается государственная пошлина в размере 65 БВ за каждый год действия разрешения, представительства некоммерческой организации - 20 БВ за каждый год действия разрешения. За продление срока деятельности представительства необходимо уплатить государственную пошлину в том же размере, что и при его открытии, если больший размер не будет установлен законодательством на момент обращения за продлением деятельности представительства.
Для получения разрешения на открытие представительства иностранная организация должна представить в МИД следующие документы:
1) заявление, в котором указываются: цель (цели) открытия представительства, полное наименование и дата создания организации, место нахождения главного офиса, описание деятельности организации, сведения о лицах, уполномоченных вести дела от имени организации в Республике Беларусь, а также срок, на который открывается представительство;
2) копию документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны-заявителя (выписку из торгового реестра, сертификат о регистрации организации и т.д.), легализованную в установленном порядке. Указанный документ является аналогом документа, требуемого при создании организаций с иностранными инвестициями (п.13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1). Легализация должна быть проведена не позднее одного года до подачи заявления с переводом на белорусский (русский) язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
3) копии учредительных документов организации, легализованные в установленном порядке. Указанные документы не требуются для регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, поэтому, например, при регистрации компаний в оффшорных или низконалоговых юрисдикциях необходимо проверять наличие учредительных документов;
4) доверенность на руководителя представительства, легализованную в установленном порядке. Целесообразно выдавать доверенность на 3 года, а также указывать в ней как можно больше полномочий;
5) положение о представительстве, в котором указывается цель (цели) открытия представительства на территории Республики Беларусь, адрес, организационная структура, компетенция руководителя представительства, порядок закрытия представительства;
6) легализованную в установленном порядке доверенность на лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием представительства;
7) оригинал документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за получение разрешения на открытие представительства.
Следует отметить, что некоторые международные акты изменяют требование о легализации, устанавливая другие правила удостоверения документов. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 в ст.13 предусматривает, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения. Это означает, что при открытии в Беларуси представительств организаций из государств - участников Содружества Независимых Государств все документы, которые согласно Положению № 929 необходимо было легализовать, могут быть удостоверены нотариусом с переводом на русский язык.
Аналогичное требование содержится в Договоре между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 26.10.1994 (ст.11), Договоре между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам от 14.09.2000 (ст.11), Договоре между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой от 21.02.1994 (ст.13), Договоре между Республикой Беларусь и Литовской Республикой от 20.10.1992 (ст.13).
После получения в МИДе разрешения необходимо также выполнить стандартную последовательность действий: изготовить печать, получить служебную карточку руководителя представительства в МИДе, стать на учет в инспекции Министерства по налогам и сборам, в органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», открыть счета в банке.

2 комментария:

  1. Анонимный28 мая 2013 г., 3:00

    Здраствуйте. Подскажите, пожалуйста, может ли представительство резидента РФ В РБ заключать от своего имени договора поставки с белорусскими поставщиками, где в преамбуле договора будет написано "Представительство ООО "ХХХ" в Республике Беларусь, в лице Главы представительства ...., действующего на основании ..., именуемое в дальнейшем "Покупатель", и ...".
    Цель приобретения - для собственных нужд.

    ОтветитьУдалить